Шахматный Новороссийск

Gens una sumus

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Обучение

Обучение

E-mail Печать PDF

Занятия с детьми от 7 лет (бесплатно), от 4 до 6 лет (платные услуги) на базе Дворца творчества и ДЮСШ "Каисса", а также других спортивных и общеобразовательных школ города. См. раздел "Контакты".

 

Если Вы хотите стать Чемпионом

Довольно часто ко мне, как к тренеру-преподавателю по шахматам, родители обращаются с различными вопросами, суть которых можно свести к следующему: «Талантлив ли мой ребёнок...или...? Проявились ли уже способности... или... ?»

Или что? Оказывается на вопрос «или что?» можно услышать также похожие ответы: «Или мы напрасно тратим время...», «Или шахматы слишком сложны для его ума, пусть в мяч играет...»

И вот он час «Икс»: Или ребёнок оправдал ожидания, а ведь все родители считают своих детей талантливыми, и родитель слушает похвалу своего ребёнка, или... Или это страшное слово «или»... Далеко не все родители готовы к тому, чтобы услышать, что их ребёнок резко за один месяц не стал чемпионом города или, лучше сразу края. Когда они слышат, что только чтобы выучить как ходят все фигуры, понять их ценность и более-менее осознанно ими передвигать, уходит год, а то и больше, в зависимости от усердия и частоты занятий. Услышав такое, родители часто теряют интерес и... пропадают... Раз так долго ждать успехов, то зачем вообще ходить на собрания, зачем интересоваться, как занимается ребёнок, вот пройдёт год-два и узнаю, стал ли он Чемпионом.

Гораздо меньше родителей, которые со всей ответственностью постоянно следят за занятиями ребёнка, контролируют посещения тренировок и даже выполнение домашних заданий. И, как же мало родителей, которые готовы не только интересоваться спортивной жизнью ребёнка и контролировать его, но и ПОМОГАТЬ ЕМУ.

Ведь сейчас, как никогда, спорт помолодел настолько, что уже дети с 4-х лет участвуют в турнирах. А те проблемы, которые раньше ложились на плечи психологически зрелой личности, сейчас падают на хрупкие плечи ребёнка. И, мало, как же мало людей, которые могут облегчить эту ношу. Гораздо проще отстраниться от всего этого, думая, что делаем лучше, приучая ребёнка к трудностям жизни. Только между «трудностями жизни» и «умением преодолевать трудности жизни» слишком большая разница, которую ребёнок не в состоянии преодолеть самостоятельно. И довольно часто дети, повзрослев, бросают спорт, несмотря на имеющиеся успехи. И только тут родители начинают видеть психологические проблемы: «Теряет интерес... Прогуливает тренировки... Играет вполсилы...» Что же делать? Бегом к тренеру/психологу/другому влиятельному лицу и пусть он буквально за один разговор вернёт прежнего ребёнка.

Только принцип «скорой психологической помощи», который применяли в спорте ранее, уже показал свою несостоятельность, невозможно за один раз подготовить спортсмена к турниру, настроить на усердные тренировки, выработать уверенность в своих силах. Необходимо целенаправленно заниматься со спортсменом ГОДАМИ. Также как и обычные спортивные тренировки, занятия по психологической подготовке должны проводиться на постоянной основе. Мы часто забываем известную всем истину, что «Чемпионами не рождаются, чемпионами становятся». И, несмотря на то, что изначально, некоторые дети могут проявлять большие успехи, чем другие, чемпионами становятся те, кто способен усердно заниматься, работать над собой, ставить цели и достигать их. Не зря говорят, что «Талант это 10% успеха, а 90% это трудолюбие», а некоторые спортсмены и тренеры даже уменьшают значение таланта до 1%...

Эта статья для тех, кто «не ждёт у моря погоды», а готов работать для достижения своей цели. Для тех, кто хочет узнать о своих внутренних ресурсах, которые могут при необходимости нарабатываться, узнать о своих особенностях, которые необходимо учитывать во время тренировок, чтобы эффективность была выше.

Вашему вниманию представляется курс «Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов», на котором вы можете узнать про:

Психологические особенности этапа начальной подготовки спортсменов,

Методы развития мотивации занятий избранным видом спорта,

Методы развития навыков самоконтроля и формирования самооценки,

Методы развития устойчивости внимания,

Целеполагание, его регулирующее влияние на деятельность и поведение спортсменов

и многое другое...

Этот курс составлен по книге «Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов», которую написала профессор, доктор психологических наук, Галина Борисовна Горская.

Также, если наберется группа от 10-15 человек, я могу провести лекции-семинары на тему психической подготовки спортсмена для учащихся ДЮСШ «Каисса» и их родителей. О своём желании принять участие в лекции-семинаре с пожеланием конкретного времени, Вы можете сообщить мне по электронной почте angesik@rambler.ru. Также Вы можете присылать мне вопросы, я постараюсь на них ответить.

А сегодня я предлагаю Вам ознакомится с особенностями темперамента в спорте, это материалы из книги «Роль темперамента в спортивной деятельности» Вяткина Б. А.

ТИПОЛОГИЯ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Сангвиник (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы) отдает предпочтение видам спорта, которые связаны с большой подвижностью, активностью, требуют смелости. Эти лица легко переходят от выполнения одного вида упражнений к другому, но недостаточно усидчивы и сосредоточены, особенно в однообразной (тренировочной) деятельности. При изучении новых упражнений они быстро схватывают основу изучаемого движения, могут довольно легко выполнить его с первой попытки, но с ошибками; не любят кропотливой и длительной работы по совершенствованию техники выполнения упражнения. Спортсмены этого типа достаточно работоспособны, уверены в себе, общительны. Их спортивные результаты стабильны и, как правило, в соревнованиях бывают выше, чем на тренировках. Перед стартом такие спортсмены чаще всего находятся в состоянии «боевой готовности».

Холерик (сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения, тип нервной системы). Спортсмен холерического типа предпочитает высокоэмоциональные виды спорта (баскетбол, спринт, прыжки), интенсивные и темповые движения. Он охотно и с увлечением начинает заниматься избранным видом спорта, но энтузиазм его быстро исчезает. Такие спортсмены неохотно выполняют длительную тренировочную работу на силу и выносливость, но способны многократно повторять трудное и опасное упражнение, если оно вызвало интерес. Их соревновательные результаты недостаточно стабильны, имеется склонность к «предстартовой лихорадке», что довольно часто не позволяет им полностью реализовать свои возможности в соревнованиях.

Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы). В спорте этот темперамент проявляется прежде всего в недостаточно быстрой выработке и переделке двигательных навыков, в замедленных реакциях, в трудности переключения от одного вида деятельности к другому. Сформированные навыки и привычки отличаются большой прочностью, консервативностью. Такие спортсмены очень работоспособны и устойчивы к внешним раздражителям, отдают предпочтение небыстрым, спокойным, однообразным упражнениям, склонны к длительной и тщательной отработке техники отдельных упражнений, кропотливой работе по развитию какого-либо качества и т. д. Не отличаются высокой общительностью. Как правило, очень упорны и настойчивы. Соревновательные результаты стабильны. Перед стартом чаще всего находятся в «боевой готовности».

Меланхолик (слабый тип нервной системы). В спортивной деятельности меланхолика отличает чрезмерно высокая ответственность, высокоразвитая мышечно-двигательная чувствительность, тонкое тактическое чутье, но недостаточная работоспособность и малая устойчивость к внешним раздражителям, высокая тревожность, порождающая неуверенность в своих силах. Эти лица отдают предпочтение индивидуальным видам спорта, не связанным с единоборством и командной борьбой, соревновательные результаты их нестабильны, так как присущая им высокая тревожность способствует возникновению состояния «стартовой апатии», которое затрудняет достижение высоких результатов.

Таким образом, в каждом типе темперамента, в каждом типе взаимоотношения его свойств есть такие качества, которые могут существенным образом влиять на спортивную деятельность. Поэтому нужно знать, в какой мере темперамент благоприятствует и насколько он препятствует достижению успеха на разных уровнях спортивной деятельности.

Понятие о ценности темперамента. Если оценивать приведенные выше характеристики типов темперамента с точки зрения их пользы в деятельности, то можно увидеть, что в каждом из них есть как положительные, так и отрицательные свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но его побуждения и внимание неустойчивы. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он высоко и тонко чувствующий человек, как правило, осторожный и ответственный. Следовательно, нет темпераментов «плохих», как нет и «хороших». Каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет темперамент и социальной ценности человека, от него не зависят интересы, склонности, мировоззрения и убеждения человека.

Особенно важно знать темперамент игроков тренеру - так он точнее сможет прогнозировать их поведение. Но и для игроков полезно это знать - так Вы станете лучше понимать себя, что при правильном подходе поможет скорректировать свое поведение. Т.е. зная свои сильные и слабые стороны, Вы сможете сконцентрироваться на развитии сильных сторон, а так же понять чем можно скомпенсировать свои недостатки.

 

Магистр на направлению "Физическая культура" - А.В. Несветайло


Шахматы и Психология – неразрывны. Без хорошей психологической подготовки невозможно успешное выступление шахматиста на турнире любого уровня. В спорте высших достижений более 50% результата дает именно хорошая психологическая подготовка. Необходимо, чтобы шахматист смог преодолевать страхи и сомнения, возникающие во время партии и всего турнира, превращать неуверенность в своих силах и знаниях в уверенность, достигать спокойствия, чтобы суметь показать тот уровень игры, на который  он способен. Ведь без всего этого обычно шахматисты проваливают турниры или важные решающие партии, которые по идее должны выигрывать чуть ли не «с закрытыми глазами». Причина неудачных выступлений – в психологической подготовке.
Итак, самое главное:
1) необходимо перед началом турнира поставить перед собой цель, это очень важно, так как вы должны знать, зачем Вы играете и чего хотите добиться. Цель должна быть реальной и достижимой. Например, если Вы играете в турнире, где все соперники вашего уровня, поставить перед собой цель попасть в тройку призеров – вполне реальная цель. А вот если взять турнир, где все соперники на голову выше Вас играют, надо быть аккуратным с постановкой цели, чтобы не было сильных разочарований после турнира. Это может быть и количество очков, и «место в серединке», и подтверждение разряда, и «разведка боем» своих будущих соперников, наигрывание дебютов, отработка техники эндшпиля и даже просто приятное общение и обмен опытом!  Когда человек знает, куда он идет и для чего, вероятность того, что он доберется до своей цели очень высока!
2) Надо обязательно изучить своего соперника - какой стиль игры он предпочитает, какие варианты играет и какие его наиболее уязвимые и сильные стороны. Изучив предпочтения и слабости соперника, Вы заранее вооружаетесь информацией, полезной для принятия правильного решения во время партии, а это в плане психологии очень успокаивает нервную систему шахматиста.
3) Нужно самому или с тренером подобрать определенные дебюты и схемы для всего турнира. Ведь, когда у Вас есть свои наработки на партию, Вы не только экономите время на обдумывание, но и Вам намного проще играть, психологический груз падает с плеч, становится спокойнее на душе.
4) Нельзя ни в коем случае переоценивать или недооценивать своих соперников. Не стоит судить о силе соперника по его квалификации (разряду, рейтингу, прошлым победам и неудачам), можно лишь сделать вывод о качестве проведённой личной встречи.  Не до игры, а по её итогам!
5) Получать удовольствие от самого процесса игры. Ведь когда человек что-то делает с большим удовольствием, он вряд ли будет это делать под страхом или сомнением, наоборот, расслабляется и с каждым ходом в партии появляется больше энтузиазма и интереса к самому процессу. Вы должны просто понять для себя, что шахматы – игра, от которой нужно получать удовольствие, и наслаждаться этой самой игрой, тогда, будьте уверены, у Вас все получится.
Главное верить в себя и в свои силы!

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ

Интерес к шахматам в нашей стране всегда был очень высоким. Этому способствовали многочисленные бесплатные детско-юношеские школы, кружки при дворцах пионеров и домах культуры. В настоящее врем экономическая ситуация в стране несколько изменилась. Многие центры развития перешли на самоокупаемость, а все детские секции, в том числе и шахматные, стали платными. Но от этого интерес к детским шахматам не уменьшился. Родители детей, занимающихся в группах начинающих, указали в анкетах, что считают шахматы очень удобной формой развития умственных способностей детей. Не снижающаяся популярность шахмат среди детей заставляет тренеров искать новые методики и формы проведения занятий.

В проведенном нами исследовании основной гипотезой была следующая: тип нервной системы оказывает определяющее воздействие на поведение человека в важных жизненных ситуациях, и в то же время он слабо подвержен изменениям под воздействием воспитания. Это позволило нам предположить, что, учитывая тип нервной системы при организации занятий с начинающими шахматистами, тренер сможет более эффективно построить методику начальной подготовки.
С помощью теппинг-теста (автор Е.П. Ильин), проводимого перед началом обучения, мы определяли силу нервной системы (н.с.) каждого ученика.

В результате были выделены дети с сильным, слабым и средним типами н.с. Предварительные наблюдения показали, что у детей со средним типом н.с. сила возбудительного и тормозного процессов уравновешена. Они воспринимали новый материал без особых трудностей. Единственная проблема, с которой нам пришлось столкнуться, это потер интереса к обучению у детей со средним типом н.с. Нам кажется, что при организации занятий эту тенденцию тренеру необходимо будет учитывать и больше внимания уделять индивидуальному подходу к подобным детям. В исследовании нас больше интересовали особенности поведения детей со слабым и сильным типами н.с., поэтому в эксперименте участвовали в основном эти дети.

Задачей первой части исследования было выявить главные особенности учеников с различными типами н.с. при начальных занятиях шахматами. После определения типа н.с. мы проводили наблюдение за их поведением во время занятий шахматами. В качестве примера можно привести поведение двух учеников.

Ученик А.В. Движения вялые, слабые и невыразительные, на занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одном и том же положении, постоянно что-нибудь держит в руках. Когда его вызывают, медленно подходит к демонстрационной доске. Отвечает довольно громко, но медленно. Однако стоит тренеру прервать его ответ каким-либо замечанием, как мальчик сразу смущается, голос его становится глухим, тихим, и такое состояние сохраняется довольно долго. Настроение колеблется между подавленным, угнетенным и спокойно-веселым. Тестирование показало, что он имеет слабый тип н.с.

Ученик Е.С. Движения быстрые и живые. Во время урока постоянно меняет позу, непрерывно разговаривает с другими учениками. Очень активен. На любой вопрос тренера поднимает руку и отвечает независимо от того, знает ответ или нет. Говорит громко и быстро. Для него характерно веселое, жизнерадостное и быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями. Несдержан и непоседлив. Тест показал, что он обладает сильным типом н.с. с преобладанием возбуждения над торможением, ему свойственна большая подвижность нервных процессов.

Для обоих учеников отрицательная оценка - сильный раздражитель, поскольку оба проявляют активное, положительное отношение к занятиям. Однако сильная нервная система Е.С. справляется с этой неприятностью и отвечает на нее повышенным возбуждением. Этим можно объяснить наблюдающееся у него стимулирующее действие отрицательной оценки.

Между тем слабый тип н.с. А.В. менее вынослив к действию сильных раздражителей, отвечает на них запредельным торможением. Этим объясняются подавленность, ослабление активности в работе, растерянность после неудачи. Столь различная реакция учеников требует от тренера подбора для них различных педагогических приемов.

В шахматах выделяют два стиля работы: позиционный и комбинационный. В первом случае - спокойная, сухая игра, построенная на строгой логике позиции. Во втором - стремление к острой игре, желание насытить ее комбинационными возможностями. Чем вызваны различия стилей игры? Гроссмейстер Ю.Л. Авербах предположил, что в первую очередь это зависит от характера человека, его темперамента. Динамика психических процессов и действий выражается в темпераменте. Люди энергичные, горячие, подвижные, веселые, по-видимому, при соответствующих способностях и волевых качествах более расположены к комбинационному творчеству. Люди медлительные, спокойные, холодные, нерешительные и робкие более склонны к позиционной игре.

Выдвинутое предположение позволило нам уже на начальном этапе обучения попробовать определить, к какому стилю игры более склонен ребенок, и строить методику преподавания в соответствии с этим. При построении экспериментальной методики учитывались также и чисто психологические моменты организации обучения, выявленные нами на первом этапе исследования.

Различия между учениками с сильной и слабой типами н.с. были заметны уже с первых занятий по изучению элементарных понятий. Так, после объяснения основных правил (шахматная доска, ходы фигур) выяснилось, что дети со слабым типом н.с. неточно усвоили ходы фигур, их расположение, в то врем как дети с сильным ее типом усвоили эти понятия сразу. Соответственно, различия в восприятии материала начинаются сразу, с первых занятий. Данный факт мы объяснили следующим образом. Дети со слабым типом н.с. обладают более рассеянным вниманием, односторонностью восприятия, поэтому при объяснении элементарных шахматных понятий необходимо учитывать данную особенность психики ребенка. Мы заметили, что дети со слабым типом н.с. лучше воспринимают материал, ессли на доске - малое количество фигур. Дело в том, что на первых занятиях этим детям трудно сразу запомнить все фигуры, их передвижения и возможности. Естественно, у них падает интерес к игре. Мы посчитали целесообразным начинать обучение детей со слабым типом н.с. с самой слабой фигуры - короля, целое занятие потратить на игры с королем. В дальнейшем на каждом занятии прибавлять по одной фигуре. Конечно, тренеру необходимо к каждому ученику подходить индивидуально, так как во время наблюдений мы отметили, что дети с отличной памятью хорошо запоминают основные понятия. Но, предлагая нашу методику, мы ориентировались в первую очередь на степень усвоения каждого понятия. Как отмечалось выше, тип н.с. оказывает большое влияние на процессы усвоения. В то же время применение данной методики на занятиях с детьми с сильным типом н.с. показало, что им она не подходит, что также объясняется особенностями психики: поверхностным восприятием, невысокой концентрацией внимания. Поэтому однотипная позиция им будет скучна.

Возможно, с данными детьми более эффективной будет методика меняющихся заданий. Мы строили свою методику следующим образом: на первых занятиях проходили ходы всеми фигурами, а на последующих - с помощью специальных заданий совершенствовали освоенный материал. Особенности усвоения проявлялись в скорости восприятия материала, что проверялось нами не только в ходе наблюдения, но и с помощью специальных контрольных тестов по каждой пройденной теме. Наши наблюдения подтвердили существующее в педагогике утверждение, что дети со слабым типом н.с. усваивают материал прочно, а дети с сильным ее типом схватывают материал быстро, однако без систематического повторения так же быстро его забывают, что позволяет сделать вывод: усвоение у данных детей неустойчивое.

Основная часть эксперимента проходила на базе Центра развития детского творчества Первомайского района г. Москвы в течение одного учебного года. Занятия проводились с тремя группами. Группа № 1 полностью состояла из детей со слабым типом н.с., группа № 2 - только с сильным ее типом, контрольная группа была смешанной, и занятия в ней проводились по стандартной программе начального обучения (автор В.Е. Голенищев). В результате предварительного эксперимента мы отметили, что дети со слабым типом н.с. лучше усваивают эндшпиль и позиции с малым количеством фигур, дети с сильным типом - тактические приемы, различные сложные позиции с большим количеством фигур.

Для группы № 1 построение методики было следующим. Вначале изучались ходы королем и пешками, проводились различные матчи, турниры по игре пешками. Потом изучались элементарные понятия пешечного эндшпиля; постановка мата ферзем одинокому королю; игра пешками до мата королю; постановка мата двумя ладьями, одной ладьей. К игре пешками в начальной позиции добавлялись ладьи. После того как дети уверенно играли всеми этими фигурами, мы изучали оставшиеся, и постепенно игра велась всеми фигурами.

В группе № 2 вначале изучались все фигуры, и далее несколько занятий посвящалось тренировке усвоения данных понятий, так как мы уже отмечали выше, что этим детям свойственно поверхностное восприятие. После усвоения ходов каждой фигуры проводились многочисленные практические занятия с игрой всеми фигурами. Далее в программу включалось изучение сравнительной ценности фигур, нападения и защиты, понятия "мат".

Такая последовательность обучения в группах представляется нам наиболее эффективной с точки зрения учета психических особенностей ребенка. Изучение пешечного эндшпиля с данной группой мы отложили на последние занятия, предположив, что для детей с данным типом н.с. характерна остра комбинационная игра и их партии редко доходят до эндшпиля. Учитывая особенности усвоения детьми материала занятий, мы обращали внимание на два момента: первый - подбирались позиции с большим количеством фигур, что делало их похожими на практическую партию; второй - мы старались показать каждый тактический прием с различных сторон, чтобы занятие не было монотонным. Также мы старались использовать больше проблемных заданий, которые должны были повысить уровень восприятия и усвоения материала. Только после прохождения всех тактических приемов мы приступили к изучению пешечного эндшпиля.

В группе № 1 после прохождения пешечного эндшпиля мы также перешли к изучения тактических приемов, имеющему свои методические особенности. При выборе методики мы опять-таки учитывали тип н.с. Главная особенность данной группы, повторю, состояла в более медленном, но более прочном усвоении материала. Поэтому подбирались задания с учетом принципа от простого - к сложному, максимально направленные на включение сознания. Сначала подбирались позиции с малым количеством фигур, потом они постепенно усложнялись, давались многочисленные задания на самостоятельное придумывание позиций. Занятия велись по линейному способу преподавания: только после полного освоения данной темы переходили к следующей.

Наблюдая за юными шахматистами, мы заметили ярко выраженную склонность детей с сильным типом н.с. к атакующей игре, а детей со слабым ее типом - к более спокойной, закрытой игре. На первом году обучения мы не уделяли большого внимания теоретическому изучению дебютов, давая детям самим осознать, какими фигурами им больше нравится играть в начале партии. Оказалось, что дети со слабым типом н.с. часто начинают свою партию ходом Кf3, g3. Дети с сильным ее типом стремятся ходом е4 быстро вывести фигуры и завязать борьбу или развить атаку на короля. В результате контрольное тестирование во всех трех группах позволило нам сделать определенные выводы о степени эффективности предложенной методики начального обучения. Результаты контрольного тестирования оказались значительно выше в экспериментальных группах, чем в контрольной.

Это подтверждает гипотезу, что тренеру, учитывающему особенности типа нервной системы ребенка, удастся добиться в обучении более высоких результатов.

Тренер шахматного клуба "Фаланга"
при Центре развития детского творчества
Первомайского района г. Москвы
кандидат в мастера спорта
В.Е. Анишева

 

 

Обновлено 27.01.2015 15:25  

Наши спонсоры

www.volna.club
Баннер

Случайная новость

21 марта 2013 года завершился турнир в МТЛ среди учащихся младших классов,

в турнире приняли участие 11 человек;

1 место занял Подшивалов Виктор 3"а", 2 место - Шиловский Семён - 2"б", 3 место - Морарь Кирилл - 1"д",

1 место среди девочек - Москавец Мария - 3а